/29
Разнообразные методы испытания личности необходимо рассматривать как важную часть жизни всех народов мира, начиная с древнейших цивилизаций и до наших дней. Скорее всего их еще нельзя считать тестами в современном понимании этого слова, но, безусловно, попытки оценки профессиональной пригодности и знаний можно отнести к предыстории возникновения тестов, о чем повествует приведенный ниже исторический экскурс.
/13
Тесты… Явление сегодня привычное и обыденное: тесты развлекательные и профессиональные, для женщин и для детей, серьезные и шуточные. А как они появились? Само слово «тест» имеет английское происхождение, поэтому логично предположить, что «изобрел» их какой-нибудь английский или американский ученый.
/9
В 1884 году в Лондоне проходила выставка международного уровня, на которой было представлено самое современное медицинское оборудование, средства и методы охраны здоровья. Именно здесь ученый Ф. Гальтон из Англии создал действующую научную лабораторию, где любой посетитель выставки мог проверить свои физические возможности и способности, а также получить представление о некоторых своих физиологических и психических особенностях. Плата была символическая – всего 3 пенса – и в желающих недостатка не было. Всего прошли обследование по полной программе чуть менее 10 тысяч человек в возрасте от пяти до восьмидесяти лет! Измерения велись по 17 показателям: рост, вес, острота зрения, сила удара рукой, жизненная сила легких, свойства памяти, способность различать цвета и другие. Свои опыты Гальтон называл тестами.
/8
Мало кто задумывается, но близкими родственниками популярных психологических тестов являются письменные контрольные и экзамены в школе и институте. О истории их внедрения в нашу жизнь и пойдет разговор в этой статье.
Еще сравнительно не давно, в конце XIX в. школьникам и студентам можно было позавидовать: у них не было письменных работ! Нет, конечно, грамоте они обучались, письменные задания выполняли, но учителя ставили оценки, только исходя из устных ответов!
/101
Хотя вопрос профессиональной пригодности к тому или иному виду работ ставился еще задолго до возникновения тестирования как научного метода, наиболее остро проблема профессионального отбора встала в начале XX века.
Как это часто случается, масштабные исследования по организации профотбора были связаны в то время с нуждами военных. В 1917 году США вступили в первую мировую войну. Государственные и военные структуры, разумеется, были заинтересованы в том, чтобы боевые действия велись наиболее эффективно и с наименьшими потерями. В то же время, согласно статистическим данным, только в авиационных войсках подавляющее большинство потерь (90%) были связаны с профнепригодностью экипажа.
/14
История развития метода тестирования в Советском Союзе была во многом трагичной. После бурного расцвета в 20-30 гг. тесты в СССР оказались под запретом вплоть до конца 70-х годов прошлого века. С чем был связан 40-летний период почти полного забвения тестирования как метода в отечественной педагогической практике?
Рассматривать проблему использования тестов в Советской России невозможно без упоминания педологии. Это научное направление возникло в конце XIX века на Западе и бурно развивалось в России еще до Октябрьской революции.
/20
Первые тесты на определение уровня интеллектуальных способностей были созданы в самом начале прошлого, двадцатого, века по государственному заказу французского правительства. Промышленность развивалась очень быстрыми темпами, поэтому требовалось огромное число квалифицированных специалистов. Конечно, правительству хотелось тратить деньги в основном на образование детей, способных к обучению.
/10
Кокология – это относительно новое направление психологии, зародившееся в Японии в конце XX века. Да, и название, собственно, произошло от японского слова «kokoro», что означает «внутренний мир», «ощущения», «чувство», «сознание», «дух». То есть, кокология – это изучение внутреннего мира. Ее создатели – профессора университета Rissho: Исаму Сайто и Тадахико Нагао.
/3
Психологические тесты пользуются оглушительной популярностью среди представительниц прекрасного пола. Каждое глянцевое или онлайн-издание предлагает тесты для девушек, создаются специальные сайты, выпускаются целые книги тестов. Однако количество не всегда означает качество. |