Первые тесты на определение уровня интеллектуальных способностей были созданы в самом начале прошлого, двадцатого, века по государственному заказу французского правительства. Промышленность развивалась очень быстрыми темпами, поэтому требовалось огромное число квалифицированных специалистов. Конечно, правительству хотелось тратить деньги в основном на образование детей, способных к обучению.
В связи с этим появилась потребность уже при поступлении в школу отделить «зерна от плевел», т.е. детей, развитых по возрасту, от ребят, отстающих в умственном развитии. Нужна была эффективная методика определения способностей будущих учеников. Ее разработка была поручена специальной комиссии, в состав которой вошел председатель «Вольного общества для изучения ребенка» Альфред Бине.
Бине уже в конце XIX века активно занимался изучением людей с ярко выраженными особенностями: сначала душевнобольных, затем одаренных. Последние годы жизни он посвятил исследованию детей. Будучи практиком, он применял не только традиционные для того времени методы наблюдения, но и опросы, а также тестовые задания.
Бине не устраивали тесты, разработанные Ф. Гальтоном и Дж. Кеттелом. Он считал, что с их помощью невозможно оценить интеллектуальные способности человека. Ученый решил создать свою систему тестов, которая бы и позволяла эффективно это делать.
Начав работу по созданию собственной тестовой системы в 1896 году, Бине продолжил ее в рамках комиссии, сотрудничая с другим ее членом – врачом Т. Симоном. В результате была разработана «Шкала умственного развития Бине-Симона». Эта система определения интеллектуальных способностей применяется психологами и по сей день, правда, многократно измененная и дополненная, как ее создателями, так и их последователями.
Первая редакция Шкалы Бине-Симона, разработанная в 1905 году, содержала 30 тестовых заданий, расположенных в порядке возрастания степени трудности. Считалось, что чем старше ребенок, проходящий тест, тем лучше он способен справиться со всеми испытаниями. Тест был рассчитан на детей от 3 до 11 лет. Проверялись в основном навыки чтения, правописания и счета, но применялись и задания психологической направленности. На каждый вопрос отводилось до минуты.
Первая Шкала позволяла лишь с уверенностью определить, есть ли у ребенка признаки умственной отсталости. В 1908 году тестовые задания были пересмотрены и изменены так, что стало возможно выделить различные уровни интеллектуального развития детей на основе результатов тестирования. Именно тогда и появилось понятие «умственного уровня», которое позже было заменено термином «умственный возраст», а затем и словосочетанием «показатель умственного развития» (IQ).
Более поздние модификации теста Бине-Симона включали уже довольно сложные задания, например, такие:
Для 7-летних детей:
• Что надо сделать, когда опаздываешь в школу?
• Что надо сделать, когда опоздал на поезд?
• Что бывает с теми, кто ленится и не желает работать?
Для 9-летних:
• Что надо сделать, чтобы заработать необходимые 10 су?
• Почему нельзя тратить все деньги?
• Что надо сделать, если вы разбили чужую вещь?
• Что надо сделать, если вас нечаянно толкнул ваш товарищ?
• Что надо сделать, когда нуждаешься в добром слове?
Постепенно разработали и варианты теста для детей старшего возраста.
Тест Бине-Симона стал популярным не только во Франции, его активно применяли и в других странах (в том числе и в России). Многие психологи пытались усовершенствовать тест, но наиболее удачным дополнением оказалась разработка американцев Л. Термена и Х. Чальдса. Они прибавили к серии испытаний Бине-Симона еще 4 принципиально новых задания:
1. «Образец обобщения»: испытуемому предлагалось прочитать басню и определить ее мораль. Было отобрано 20 басен (в основном из творчества древнегреческого баснописца Эзопа, сюжеты которого, кстати, активно использовали позже и Лафонтен, и Крылов).
2. «Тест дополнения», выполняя который, нужно было вставить вместо пропусков подходящие по смыслу слова в специально разработанный текст. Слова могли быть различными частями речи. Тест имел четыре уровня сложности.
3. Тест испытания запаса слов, в котором предлагалось быстро и кратко объяснить значения 100 понятий.
4. Испытание практического суждения. Задание состояло в следующем: испытуемому рисуют круг и объясняют, что круг изображает поле, густо заросшее травой. На этом поле затерялся мячик, в который играли дети. Необходимо было выбрать самую эффективную траекторию движения человека, который решил найти мяч, из шести предложенных.
Значительно доработанные впоследствии Терменом, тесты интеллекта стали необычайно популярны среди американских психологов и получили название «Шкала умственного развития Станфорд-Бине». Именно в этой шкале была впервые предложена несложная формула для определения IQ: (умственный возраст (определялся в результате тестирования)/хронологический возраст) Х 100.
Таким образом, если коэффициент интеллекта равнялся 100 – развитие считалось соответствующим возрасту, если меньше 100 – делался вывод, что ребенок отстает в интеллектуальном развитии, выше – ребенок признавался одаренным.
Шкалу Станфорда-Бине можно было использовать уже для тестирования представителей различных возрастных групп: от 2 до 22 лет. Она включала задания, направленные на определение широкого диапазона способностей – от элементарных манипуляций с предметами до абстрактных суждений.
Статья написана по материалу книги Кадневскго В.М. «История тестов»
Рекомендуем также прочитать:
Первые тесты на профпригодность
Первые тесты в системе образования: путь к объективной оценке
< Предыдущие | Следующие > |
---|