Появление тестирования как научного метода – Бесплатные онлайн тесты
/9

В 1884 году в Лондоне проходила выставка международного уровня, на которой было представлено самое современное медицинское оборудование,  средства и методы охраны здоровья. Именно здесь ученый Ф. Гальтон из Англии создал действующую научную лабораторию, где любой посетитель выставки мог проверить свои физические возможности и способности, а также получить представление о некоторых своих физиологических и психических особенностях. Плата была символическая – всего 3 пенса – и в желающих недостатка не было. Всего прошли обследование по полной программе чуть менее 10 тысяч человек в возрасте от пяти до восьмидесяти лет! Измерения велись по 17 показателям: рост, вес, острота зрения, сила удара рукой, жизненная сила легких, свойства памяти, способность различать цвета и другие. Свои опыты Гальтон называл тестами.

 

Но для чего собирались все эти данные, на первый взгляд, имеющие так мало общего? Дело в том, что Гальтон пытался таким образом составить своеобразный психолого-физиологический портрет современного ему поколения. Он был убежден, что человечество вырождается, и этот процесс необходимо остановить. Для этого естественный отбор необходимо было, с его точки зрения, заменить разумным, основанным на последних достижениях науки. А чтобы лучше представить себе направления, в которых должна двигаться эта своеобразная «селекционная» работа, необходимы были объективные статистические данные. Именно сбором такой информации и занимался Гальтон в своей лаборатории на международной медицинской выставке.

 

Вообще, всестороннему изучению наследственности посвящена была практически вся научная деятельность Ф.Гальтона. Конечно, тут не обошлось без знаменитой теории Ч. Дарвина «Происхождение видов». Всколыхнув научную мысль того времени, труд Дарвина оказал влияние и на развитие психологии, в частности, психологи заговорили о влиянии наследственных факторов на психические и физиологические особенности конкретного человека.  Кстати, Дарвина можно назвать и основоположником сравнительной психологии: в своей работе «Выражение эмоций у человека и животных» он, приводя результаты многочисленных наблюдений, делал вывод, что человеческие эмоции – это всего лишь пережиток действий животных, порожденных инстинктами.

 

Однако вернемся к тестам. Современному человеку кажется несколько странным, что тесты, проводимые Гальтоном, касались в основном физиологических параметров, психическим же процессам уделялось гораздо меньше внимания. Это объясняется уровнем развития научной мысли того времени, а также приоритетными направлениями в исследованиях тех лет. Психология на тот момент была еще очень молодой наукой, а основное внимание уделялась естественно-научным изысканиям. Психологические же исследования носили в основном описательный характер.

 

Своеобразную революцию произвел в 1862 году немецкий ученый В. Вундт. Именно он считается основоположником экспериментальной психологии. Но он искренне полагал, что методом эксперимента (т.е. говоря привычным нам  языком, тестированием) можно изучить только самые элементарные психические процессы (простейшие чувства). Ф.Гальтон, как ученик Вундта, придерживался тех же взглядов, и лишь со временем эти воззрения были признаны несостоятельными.

 

Итак, «отцом» тестирования как научного метода признается Ф. Гальтон. Но нельзя не упомянуть еще одного ученого – американца Дж. Кеттела. Именно благодаря ему термин «тест» получил всеобщее распространение, а методы тестирования были усовершенствованы и систематизированы.

 

Стажируясь у Гальтона, Кеттел в 1890 году публикует в английском журнале «Mind» работу под названием «Интеллектуальные тесты и их измерения». Это был фундаментальный труд: Кеттел поставил целью всестороннее исследование личности с помощью тестов, разработав систему, состоящую из 50 тестов, с помощью которых, как он считал, можно составить полное представление о психологических особенностях любого человека. Кстати, тесты Кеттела и по сей день входят в профессиональный арсенал психологов.

 

Вынесенный в заголовок работы Кеттела, термин «тест» стал использоваться и другими учеными, причем не только психологами, но и специалистами в области медицины, педагогики, технической диагностики и другими. Тестовые методы применялись во многих областях знаний.

 

В России термин «тест» прижился лишь в третьем десятилетии XX столетия. Работа Кеттела, хотя и была переведена на русский язык, но имела названия «Испытание души» или «Психологические измерения и опыты». Большинство российских ученых с большей охотой использовали слово «опыты». Только в советские времена термин «тест» стал общеупотребительным, и использовался очень широко (как и сам метод тестирования), вплоть до запрета тестов в 1936 году.

 

Статья написана по материалу книги Кадневскго В.М. «История тестов»

 

Рекомендуем также прочитать:

История испытаний как предыстория возникновения тестов

Исторические предпосылки возникновения тестирования

Почему Советская власть запретила тесты?