Мало кто задумывается, но близкими родственниками популярных психологических тестов являются письменные контрольные и экзамены в школе и институте. О истории их внедрения в нашу жизнь и пойдет разговор в этой статье.
Еще сравнительно не давно, в конце XIX в. школьникам и студентам можно было позавидовать: у них не было письменных работ! Нет, конечно, грамоте они обучались, письменные задания выполняли, но учителя ставили оценки, только исходя из устных ответов!
Сейчас это очень трудно себе представить, но даже студенты в университете сдавали вступительные экзамены только в устной форме, не говоря уже о школьных экзаменах. И еще не было ни контрольных, ни проверочных письменных работ: только устный опрос! Еще на исходе XIX века считалось в порядке вещей переводить ученика из класса в класс не на основе результатов экзаменов, а на основе субъективного мнения учителей, которые занимались их обучением.
И учителя относились к этому абсолютно спокойно, искренне полагая, что по-другому и быть не может. Более того, оценки выставлялись не всегда и не всем. Некоторые педагоги выступали даже за официальную отмену системы оценки знаний школьников в баллах. Например, в России в 1872-75 годах в Санкт-Петербургском педагогическом обществе всерьез шли дебаты о том, чтобы упразднить баллы в качестве оценки школьных знаний. Член этого общества Миропольский уверенно заявлял, что система баллов вот-вот отомрет, и дни школьной оценки уже сочтены.
Впрочем, педагоги, стремящиеся не только научить хоть чему-нибудь своих подопечных, но и объективно оценить, насколько хорошо это у них получилось, интуитивно чувствовали, что без оценок и стандартизированных письменных зданий это вряд ли возможно. Например, преподаватели учебных заведений Англии, находящихся под покровительством ордена иезуитов, ввели письменные контрольные работы за целых 200 лет до официального признания правительством этой страны такого нововведения. Кстати, в письменных работах они видели не только средство для объективной оценки знаний, но и мощный стимул для учеников. Конечно, делалось это не самовольно, а с благословения руководства ордена.
Ратовали за безоценочную систему в основном рядовые учителя, причем, можно предположить, что не самые добросовестные из них: ведь не имея четких критериев оценки знаний учеников, и их работу оценить было трудно.
Власти же, напротив, были заинтересованы в том, чтобы тратить на образование поменьше, но чтобы уровень знаний при этом не падал. А для этого надо было отбирать необходимое количество часов на изучение того или иного предмета, а также оптимальные методики по каким-то конкретным критериям.
И вот первая попытка создания письменных тестовых заданий для проверки уровня знаний учащихся была предпринята в США. В 1845 году Г. Манн, редактор журнала «Общеобразовательная школа» и секретарь Масачуссетского педагогического совета, предложил провести выборочное письменное тестирование учащихся различных школ. Результаты этого эксперимента наглядно продемонстрировали те пробелы в образовании, на которые он прежде неоднократно указывал.
Но подобные опыты были скорее эпизодическими. Необходима была целая система тестовых заданий. Первым шагом на пути ее создания стали работы другого американца – Д. Райса. Именно он провел ряд исследований с использованием тестовых методик и доказал, что ученики, обучающиеся письму в течение восьми лет по полчаса каждый день владеют грамотой не лучше, чем ученики, 8 лет занимающиеся письмом в течение четверти часа каждый день.
Результаты своих опытов Райс опубликовал в 1897 году. Работа получила массу критических и просто негативных отзывов в педагогической среде, однако, заставила и задуматься: выводы, сделанные исследователем были логичны, и напрашивался вывод: стоит ли тратить больше времени на обучение навыкам письма, если результат может быть аналогичным при меньших затратах времени? Райс составил еще ряд тестов для оценки навыков счета и владения речью. Но главной целью ученого на тот момент было выявление эффективности той или иной методики обучения.
У Райса появилось немало последователей: ряд американских ученых создавал тесты для оценки успешности учеников, эффективности работы педагогов, методов преподавания и организации учебного процесса. Для того, чтобы система тестов «работала» в любой школе, чтобы полученные в результате тестирования данные можно было сопоставлять, необходимо было школьные тесты унифицировать, то есть пригодными к применению в любой школе и при любой программе или методике обучения.
Начало этой работе положил Э. Торндайк в своих монографиях «Педагогическая психология» (1903) и «Введение в теорию психологических и социальных измерений»(1904). Именно под его руководством на базе Колумбийского университета группа ученых создает ряд стандартизированных педагогических тестов. До 1915 года в Соединенных Штатах были разработаны и введены в школьную практику стандартизированные тесты практически по всем школьным предметам. Эти разработки, кстати, впоследствии были использованы полностью или взяты за основу системы тестирования школьников в других странах, в том числе и в советской России.
В начале каждого теста был образец - небольшое упражнение, которое давало учащимся возможность познакомиться с характером задания. Глядя на образец, школьники могли более уверенно приступать к выполнению теста. Этот прием используется до сих пор при составлении школьных заданий. Другой особенностью этих первых американских тестов был принцип постепенного нарастания уровня сложности, что характерно и для современных тестовых заданий.
Таким образом, уже в первой четверти XX века американская система образования широко использовала тестирование для проверки школьных знаний, а вот в более консервативной Европе это явление распространилось несколько позже.
Статья написана по материалу книги Кадневскго В.М. «История тестов»
Рекомендуем также прочитать:
Почему Советская власть запретила тесты?
< Предыдущие | Следующие > |
---|