Хотя вопрос профессиональной пригодности к тому или иному виду работ ставился еще задолго до возникновения тестирования как научного метода, наиболее остро проблема профессионального отбора встала в начале XX века.
Как это часто случается, масштабные исследования по организации профотбора были связаны в то время с нуждами военных. В 1917 году США вступили в первую мировую войну. Государственные и военные структуры, разумеется, были заинтересованы в том, чтобы боевые действия велись наиболее эффективно и с наименьшими потерями. В то же время, согласно статистическим данным, только в авиационных войсках подавляющее большинство потерь (90%) были связаны с профнепригодностью экипажа.
Кроме того, требовалось распределить огромное число новобранцев по различным родам войск. В такой ситуации правительство и военные справедливо решили, что без помощи ученых-психологов им не обойтись. Властные структуры не скупились на финансирование проекта государственной важности, и в кратчайшие сроки были разработаны специальные методики для массового тестирования. Масштабы эксперимента поистине впечатляли: было обследовано 1700 тысяч человек.
Применялись группы тестов для выявления уровня интеллектуальных способностей с целью формирования офицерского состава, а также для того, чтобы выявить призывников, не пригодных к обучению военному делу (таких отправляли в рабочие батальоны) или абсолютно не способных к выполнению воинских обязанностей.
Были разработаны 2 серии тестов: альфа тесты – для испытуемых, владеющих английским языком, – они стали прообразом словесных тестов и бета-тесты – для неграмотных и иностранных испытуемых, не пишущих по-английски – прообраз бессловесных тестов.
Групповые тесты отвечали определенным требованиям:
• Выполнение тестовых заданий было ограничено по времени с таким расчетом, чтобы приблизительно 5% испытуемых успели дать ответы на все тестовые задания. Таким образом, скорость выполнения задания становилась еще одним показателем уровня интеллектуального развития.
• Каждый тест имел инструкцию, в которой описывался порядок его проведения и способ оценки результата.
• В тесты были включены задания, предполагающие варианты ответа. Если испытуемый не мог выбрать правильный вариант, исходя из своего опыта или знаний, ему рекомендовалось наугад выбрать любой, понравившийся ему.
• Подбор тестовых методик проводился после анализа результатов экспериментальных проверок и статистических данных.
И такой системный научный подход к выявлению определенных качеств личности и их наиболее рациональному использованию в военной деятельности приносил реальные плоды: Армия США несла ощутимо меньшие людские потери по сравнению с другими государствами, участвовавшими в первой мировой войне. Не случайно тестовые методики, использовавшиеся в рамках этого проекта, были строжайше засекречены и приравнивались к «оружию особого свойства»!
Неравнодушны к тестам на выявление профессиональных способностей были и владельцы крупных промышленных корпораций, которые быстро поняли, насколько возрастает производительность труда, если каждый работник находится на своем месте в соответствии со своими способностями и возможностями к дальнейшему профессиональному обучению. В работу по созданию методик профессионального отбора включились не только психологи, но и врачи, педагоги, инженеры.
Но война окончилась, и интерес к профессиональному тестированию во властных структурах несколько снизился. Не было и того щедрого финансирования новых научных разработок, что в военное время.
Наибольшую заинтересованность в профессиональном отборе работников проявляли в послевоенные годы транспортные компании. Именно за счет их частных заказов и финансировались в основном лаборатории по разработке тестов на профпригодность в США, Германии и других странах. Большую популярность приобрели, например, тесты Меде-Пиорковского для определения профессиональной пригодности шоферов. Тестирование проводилось по пяти направлениям:
• Проверка органов чувств (зрения, слуха, двигательных реакций)
• Определение типа внимания
• Измерение уровня воли
• Тестирование работоспособности
• Общий характер поведенческих реакций.
Для исследований применялись специальные приборы. Некоторые из них, например, тахитоскоп для изучения свойство внимания, уже использовались ранее в практике экспериментов. Но было сконструировано и новое оборудование, например, прибор для проведения разного рода аппаратурных тестов (проверки бдительности, памяти, способности измерять скорость движения). Был изобретен и тремограф для проверки реакции человека при испуге (что очень важно для профессий с повышенным риском: водителей, летчиков и др.).
Другим важным направлением в деятельности лабораторий, занимающихся разработкой профессиональных тестов в 20-е гг., становится разработка тестов на выявление профессиональных задатков подростков, поступающих в профессиональные школы при предприятиях (аналог современных профессиональных училищ).
В крупных городах Европы и США создаются так называемые консультационные бюро, которые занимались, как бы мы сейчас это назвали, работой по профессиональной ориентации молодежи: знакомили подростков с особенностями и трудностями различных профессий, а также проводили тесты на выявление способностей к тому или иному виду деятельности, а затем, в зависимости от потребностей рынка труда, направляли на предприятие или в профессиональную школу для освоения профессии.
Впрочем, методы тестирования, применявшиеся в этих бюро, подвергались жестокой критике, в основном по ряду причин:
• Тесты того времени, используемые для определения профпригодности, выявляли способности к освоению той или иной профессии, при этом совершенно не учитывая уже имеющиеся у испытуемого знания и навыки.
• Методики не позволяли определить, какие из способностей и качеств являлись врожденными, а какие – приобретенными, а также не помогали понять, какие из этих качеств могут быть развиты в процессе подготовки, а какие не подаются тренировке путем упражнений.
• В Европе при заполнении анкеты в подобных центрах испытуемый сообщал сведения, из которых можно было сделать вывод о его социально-политических взглядах. Таким образом, администрация могла составить определенное мнение о степени благонадежности будущего рабочего.
Статья написана по материалу книги Кадневскго В.М. «История тестов»
Рекомендуем также прочитать:
< Предыдущие | Следующие > |
---|