Разнообразные методы испытания личности необходимо рассматривать как важную часть жизни всех народов мира, начиная с древнейших цивилизаций и до наших дней. Скорее всего их еще нельзя считать тестами в современном понимании этого слова, но, безусловно, попытки оценки профессиональной пригодности и знаний можно отнести к предыстории возникновения тестов, о чем повествует приведенный ниже исторический экскурс.
В Древнем Вавилоне в середине III тысячелетия до н.э. в школах по подготовке писцов, проводились специальные испытания. Профессиональный писец должен был уметь делить имущество, измерять поля, музицировать и петь, разбираться в металлах, тканях, полезных растениях, владеть четырьмя арифметическими действиями, и, конечно, уметь писать.
Искусству жрецов в Древнем Египте обучали только в случае успешного прохождения испытаний, причем вначале проводилось нечто, напоминающее собеседование, затем проверяли возможность трудиться, слушать и молчать. Испытания проводили водой, огнем и даже угрозой смертью. Эту суровую систему отбора смог успешно преодолеть Пифагор. Когда он вернулся в Грецию, то образовал свою школу и допускал в нее только тех, кто проходил испытания, сходные с теми, которые он смог выдержать сам. Пифагор обращал внимание на смех испытуемых, считая, что манера смеяться хорошо отражает характер человека, также как и его походка.
В Китае в III тысячелетии до н.э. существовали должности правительственных чиновников и, в соответствии с этим, возникли первые элементы профессионального отбора для возможности занять их. Отбор происходил в атмосфере торжественности и внимания к испытуемым, которые осмелились держать государственный экзамен. Эти экзамены в китайском обществе воспринимались как праздник. Сам император давал тему экзамена и осуществлял проверку знаний на завершающем этапе конкурса.
Распространенной формой диагностики возможностей и характера человека была физиогномика, то есть распознавание характера человека и его способностей по внешности. Гиппократ считал физиогномику наукой. В это же время появились по физиогномике учебники и первые специалисты.
Существует много исторических данных о применении разных испытаний в Древней Греции. В Спарте успешно работала система по воспитанию воинов, в Риме - способ обучения гладиаторов. В Афинах - большое значение придавали способностям тех, кто управлял государством, так как от этого зависело могущество государства.
Предметом гордости иногда становилась проверка интеллектуальных способностей. Например, царь Индии Девсарам прислал иранцам шахматы, желая испытать их мудрость, однако, иранцы сумели разгадать суть игры и в ответ изобрели нарды, но их правила индийцы определить не смогли.
Интересными данными по использованию испытаний служат материалы чань-буддизма (религиозного учения), где учителя использовали вопросы-парадоксы, загадки с созданием стрессовой психологической ситуации. Отвечать на вопросы было необходимо сразу, не давалось ни секунды на раздумывания.
В государстве Цзинь, созданном чжурчжэнями, результатами экзаменов руководствовались для того, чтобы распределять выпускников медицинского училища. Лучшие специалисты принимались на государственную службу как практикующие врачи, исследователи или преподаватели. Выпускники с худшими результатами получали разрешение на занятие частной практикой, а тем, кто не выдержал экзамен предлагали продолжить подготовку или поменять профессию.
В VII в.н.э. в Китае впервые появились испытания на определение интеллекта. Китайские чиновники должны были проходить обязательные экзамены, которые позволяли определить способности и степень овладения конфуцианской доктриной. По результатам экзаменов можно было попасть в один из трех классов: либо чиновник общественной службы ( только один из ста), далее мандарин (один из ста чиновников) и инспектор (один из ста мандаринов).
Экзамены и конкурсы устраивались в средние века и во Вьетнаме. С 1370 по 1372 гг. была проведена переаттестация военнослужащих и гражданских чиновников , благодаря чему была улучшена работа государственного аппарата, и Вьетнам стал сильным государством. Было уделено особое внимание созданию офицерского корпуса. В ХV в. экзамены проводились по этапам и турам, а лауреаты подарки получали от самого короля. В столице у восточных ворот вывешивался «золотой список», куда вносились имена лауреатов.
Использование письменных испытаний в странах Востока считалось вполне естественным делом, чего нельзя было сказать по поводу стран Запада, где возникали психологического характера трудности. Так, например, в Англии ушло сто лет на слом закостенелых консервативных традиций, которые препятствовали применению письменных экзаменов и еще около ста лет, чтобы их использовали как на вступительных, так и на выпускных экзаменах.
Однако, именно в Англии, быстрее других понял ценность письменных работ Орден Иезуитов, который увидел в них возможность повышения мотивации в процессе учебы. Орден, используя свое влияние, во многих странах распространял практику применения письменных контрольных и экзаменов. Как ни странно, но уже в 1762 г. в Америке проявилась ответная реакция в открытом выступлении студентов Йельского университета, которые протестовали против использования письменных экзаменов.
А рождением тестов можно считать 1884 г., но это уже совершенно другая история…
Следующие > |
---|